Что происходило с лизингом в 4 квартале 2014?

Что происходило с лизингом в 4 квартале 2014?

Leasing4kv2014

Как происходила ситуация с лизингом в середине четвертого квартала 2014 года? Чтобы понять происходящие процессы и дать некоторый прогноз, заглянет в саму суть лизинга, и посмотрим на условия, которые способствуют его росту или тормозят его развитие. Хотелось бы отметить, что лизинг дает широкие возможности для роста нового бизнеса, быстрого переоснащения многих предприятий, внедрение новой техники без крупных разовых финансовых вливаний. Это один из самых эффективных инструментов экономического роста, но и он зависит от конкретной политической и экономической ситуации в стране.

Почему лизинг?

Что такого удивительного в лизинге? Для граждан России привычнее использовать обычные кредиты, автокредиты, ипотеку, а здесь какой-то лизинг, который иногда ассоциируют с особым подходом к начальству. На самом деле лизинг представляет собой возможность брать в долгосрочную аренду что-то из неупотребляемых товаров, которые в дальнейшем можно выкупить, вернуть, либо взять снова в аренду. Применяют его по отношению к оборудованию, транспорту, недвижимости. На практике это выглядит следующим образом. Вам понадобилось новое оборудование для цеха. Находите его у производителя или поставщика и заключаете договор лизинга. Данный договор, как правило, долгосрочный.

По условиям договора поставщик передает вам выбранное оборудование в аренду. Вы, как арендополучатель, пользуетесь этим оборудованием на протяжении оговоренного срока. В этот период вы каждый месяц делаете оговоренный в договоре платеж. Как только период действия договора истекает, у вас есть три варианта действий. Вы можете доплатить оставшуюся сумму за пользованный вами товар и выкупить его, либо вы можете заключить новый договор на аренду этого оборудования. Также, вы можете его просто вернуть поставщику. Остаточная стоимость, по которой появляется возможность выкупить имущество, взятое в лизинг, очень привлекательна, поскольку основные риски для поставщика заложены в сделанные вами платежи – возможный первоначальный платеж и ежемесячные платежи.

Данная схема очень сильно распространена в США и европейских странах, в которых подобные сделки составляют более 4/5 от всего мира. В России данный вид сделок имеет некоторые особенности. Во-первых, от вас потребуют уплатить в качестве первоначального взноса до трети стоимости приобретаемого имущества. Это накладывает некоторые трудности. Касается это, прежде всего, большой переплаты за приобретаемое в лизинг имущество. Так, за приобретение в лизинг легкового автомобиля переплата может составить половину его первоначальной стоимости и больше. Во-вторых, лизинговые сделки по российскому законодательству могут заключать субъекты предпринимательской деятельности. Поэтому обычному гражданину либо нужно придумывать хитрую схему для осуществления лизинговой сделки, либо становиться предпринимателем.

Что произошло?

Прежде, чем рассматривать саму ситуацию, следует особо отметить, что в России наблюдался рост лизинговых сделок. Но в 2012-2013 годах в мире наблюдалась тенденция оттока инвестиций со стран с переходной и развивающейся экономикой. С одной стороны, это только должно было подстегнуть рост лизинговых сделок при сокращающемся инвестировании. Но в связи с тем, что наметилась четкая тенденция на снижение деловой активности внутри страны, новый бизнес стал падать. Выше указывалось, что в России лизинговые сделки могут оформить субъекты предпринимательской деятельности. Это требуется в тех случаях, если предприятия развиваются, растет их активность. А она наоборот, снижается. И значит потребность в новом оборудовании, транспорте, недвижимости уменьшается.

В первую очередь это коснулось лизинговых сделок в авиационном и железнодорожной секторах, что сразу отметилось в первых трех кварталах 2014 года. В это время наблюдалось увеличение розничных сделок, которые по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли больше, чем на 40%. Однако, это не обеспечило компенсацию потерь из-за снижения уровня лизинга в первых двух секторах. Таким образом, объемы нового бизнеса упали с 580до 520 млрд. рублей.

Среди розничных сделок в этот период наблюдался рост автолизинга, доля договоров которых составила почти 33 % среди всех новых договоров по результатам первых трех кварталов 2014 года. Для сравнения – за аналогичный период 2013 года этот показатель был ниже 22%. То есть, наблюдаем рост в 1,5 раза за год. Данный рост был обеспечен активностью государственных компаний, которые своими программами поощряли розничные сделки. Из-за того, что автотранспорт изначально обладает высокой ликвидностью, специалисты посчитали, что его можно реализовывать по лизинговым сделкам даже на фоне общего падения платежеспособности кредитополучателей.

Снижение объемов автокредитования

Статистические показатели могли бы порадовать, если рассматривать ситуацию розничными кредитами. Но падение мировых цен на нефть, введенные экономические санкции , отток инвестиций из страны привел к падению курса рубля. Это привело к подорожанию стоимости как импортных автомобилей и оборудования, на которые был высокий спрос, и который стимулировал рост кредитования, так и сами кредиты стали дороже.

Это привело к падению продаж автомобилей почти на 20% по сравнению 2014 годом, ведь три пятых машин продавались и в кредит, и в лизинг. Потребность автокредитования снижается и по причине

Покупать иностранные автомобили становиться все менее выгодно. Более двадцати автомобильных брендов тщательно переписывают свои цены, изменяя их на 10-20 % и больше в сторону увеличения. И это не предел. В дальнейшем ожидается только увеличения цен на автомобили, тем самым подталкивая снижение спроса на автокредиты до 15%. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке импортного оборудования. Но падения спроса на средства производства влекут за собой и снижение спроса на недвижимость, которая может быть использована в новом бизнесе.

Усугубляет ситуацию и банковский сектор, в котором тщательно пересматриваются условия, под которые будут выдаваться кредиты, в том числе и на покупку автомобилей. Ряд банков вообще приостановил программы автокредитования. Например, банк ВТБ 24 увеличил стоимость кредита на автомобиль на 3% годовых, доведя значение кредита до 19,5 % в год. А вот Альфа-банк такой кредит довел до значения в 27%, и это не предел. Уже есть предложения по 28%-34% годовых от таких банков, как АйМаниБанк и Русфинансбанк.

Чего ожидать в будущем?

Специалисты возлагают надежды на импортозамещение, программа которого начнет приносить свои плоды с конца четвертого квартала 2015 года. Дело в том, что в новом бизнесе доля импортного оборудования составляет более половины, достигая в некоторых секторах отметки в 70% и более. При нынешней острой политической и экономической ситуации такое соотношение является недопустимым, что побудило к разработке новых программ на государственном уровне. Речь идет именно об импортозамещении. Одним из основных инструментов реализации этой программы планируется лизинг отечественных автомобилей и оборудования.

На ту же тему
leasing review © 2017 ·   Войти   ·Техподдержка от SST Наверх