Лизинг: ожидания в 2015 году

Leasing2015

Лизинг как финансовый механизм рынка получил большое распространение в западных странах еще десятилетия назад. В России же это по-прежнему новое экономическое явление, которое только в последние годы начало набирать популярность.

Ценность лизинга для экономической системы страны состоит в том, что с его помощью можно:

— улучшить инвестиционную привлекательность — как отдельных отраслей, так и страны в целом;

— активизировать инновационную деятельность предприятий в сфере оказываемых услуг или выпускаемой продукции – обновленные производственные средства будут производить более качественную и конкурентоспособную продукцию;

— сформировать эффективный и честный механизм инвестиционной политики – ведь привлекаемые средства будут использоваться на конкретные цели.

Все это может значительно улучшить экономическое положение страны и снизить влияние кризисных явлений, поскольку инвестиции являются основным фактором стимулирования производства.

Проблемы лизинга в России связаны со слабо развитым его правовым регулированием и неосведомленностью со стороны многих предпринимателей, которые воспринимают этот вид привлечения основных фондов на предприятие с недоверием. Из-за недостаточности информации клиенты просто не знают о такой услуге и предпочитают пользоваться старым проверенным банковским кредитом.

В последние годы популярность лизинга немного возросла, что связано со следующими факторами:

1. Значительно выросли ставки по банковским кредитам, поэтому клиенты начинают искать новые, более доступные источники и способы финансирования.

2. Высокий процент степени износа (в среднем более 50%), морального и физического старения оборудования на многих предприятиях страны, что обуславливает необходимость их скорейшего обновления.

3. На лизинговые услуги предприниматель получает налоговые льготы, что позволяет снизить расходы по налогам и увеличить прибыль.

4. Для малых предприятий лизинг – практически единственный способ обновления основных фондов, поскольку у них отсутствуют большие финансовые средства для покупки оборудования.

Многие предприниматели осознают выгодность лизинговых сделок и используют их в качестве альтернативы аренде и покупке оборудования и недвижимости.

Для того чтобы понять, каковы перспективы лизинга в 2015 году, нужно рассмотреть его состояние на текущий момент и отметить намечающиеся тенденции.

Процент лизинговых сделок в Европе составляет 25% и находится на втором местам, после банковского кредита, среди всех источников финансирования. В России же этот показатель всего около 7%.

По объему рынка лизинга Россия занимает четвертое место в Европе. Несмотря на это, рынок лизинга в России на данный момент развит довольно слабо. По итогам 2014 года его объём сократился на 10 % по сравнению с прошлым годом. В прошлом же, 2013 году этот процент сокращения был 5,8%. То есть наблюдается тенденция к дальнейшему падению. Эксперты прогнозируют, что процент падения в 2015 году составит порядка 5-25% — по оптимистичному и пессимистичному прогнозам соответственно.

Что касается разделения лизингового рынка на сегменты, то стоит рассмотреть динамику и состояние каждого из них в отдельности.

1. Авторынок. Сегмент, который несколько лет лидирует по темпам прироста из-за высокой ликвидности имущества. Так, прирост за 2014 год составил более 30%. Аналитики прогнозируют рост на 2015 год до 15%. Но если состояние рынка автомобилей не стабилизируется (за 2014 год продажи упали на 12%), то это отразится и на лизинге. Величина сделок тогда может уменьшиться где-то на 5%.

2. Авиатехника. Прогнозируется падение от 10 до 20% (оптимистический и пессимистический прогнозы). Такой большой процент спада связан с тем, что этот сегмент больше других зависит от сотрудничества с иностранными партнерами, отношения с которыми на данный момент остаются напряженными.

3. Железнодорожная техника. Некогда лидирующая сфера продолжает стремительно падать. В 2015 году прогнозируется ее падение:

— по оптимистичному прогнозу – на 16%;

— по пессимистичному – на 32%.

4. Недвижимость. Самый маленький сегмент лизингового рынка, доля которого в общих сделках составляет менее одного процента. В 2015 году не предвидится никакой позитивной динамики, объем сделок на недвижимость будет снижаться.

5. Другие сегменты. Количество нового бизнеса (новых сделок) в остальных сегментах рынка уменьшится на 6-14%.

Также следует отметить, что прогнозируется увеличение доли лизинговых сделок на автомобили с физическими лицами – с 4 до 7-8%.

Факторы, которые могут повлиять на развитие рынка лизинговых услуг в последующие годы:

1. Подготовка к Мировому чемпионату по футболу — ожидается небольшой рост в сфере реализации дорожно-строительных машин и оборудования.

2. Строительство газопровода «Сила Сибири» и объектов инфраструктуры Крыма также повлияют на рост рынка лизинга.

3. Санкции от иностранных государств, которые являются основными импортерами оборудования, и напряженные с ними отношения будут стимулировать развитие отечественного производства оборудования. Это хороший шанс для лизинговых компаний принять участие в создании импортозамещающих мощностей.

4. Увеличение налоговых выплат с бизнеса – введение с 2015 года налога на продажу. Это повлияет на рост цен на автомобили и оборудование, что соответственно снизит спрос на них.

5. Ухудшение платежеспособности клиентов в связи с кризисными явлениями в экономике приведет к падению спроса на оборудование и недвижимость, в том числе и на лизинговые услуги.

6. Жесткий отбор клиентов – лизинговые компании стремятся уменьшить риски, связанные с возникновением клиентской задолженности, и поэтому серьезно подходят к отбору потенциальных лизингополучателей.

7. Увеличение процентных ставок по кредитам повлияет и на ставки по лизингу, поскольку основная доля финансовых средств лизинговых компаний (около 60%) состоит из банковских кредитов.

8. Рост доллара – этот фактор влияет на стоимость взятого в лизинг импортного оборудования и, как следствие, на стоимость производимо на нем продукции или оказываемых услуг. Например, в 2015 году уже прогнозируется рост цен на авиабилеты. Это связано с тем, что самолеты компаний-авиаперевозчиков взяты в лизинг и платежи по ним выплачиваются в иностранной валюте.

9. Положительное влияние на авиасегмент окажет государственная поддержка – в 2015 году запланировано выделение одного миллиарда рублей для стимулирования роста лизинговых сделок на отечественный авиатранспорт.

Таким образом, можно отметить, что перспективы лизинга на 2015 и последующие годы пока неутешительные, резкого и быстрого оживления на данном рынке не ожидается. Первое полугодие 2015 покажет, насколько успешно лизинговые компании приспосабливаются к изменяющимся условиям рынка.

Эксперты прогнозируют, что 2015 год станет для лизинговых компаний еще сложнее, чем 2014, почти все сегменты будут продолжать снижать объемы своей деятельности. Только с конца года, при реализации запланированных программ и подготовке к крупным государственным проектам, может начаться рост и оживление рынка. Именно поддержка государства и стимулирование программ импортозамещения смогут положительно повлиять на состояние рынка лизинговых услуг.

На ту же тему
leasing review © 2017 ·   Войти   ·Техподдержка от SST Наверх