Лизинг в январе

Leasing201501

Обзор рынка лизинга в январе

Выгоден ли лизинг в условиях 2015 года? Чтобы понять ситуацию с лизингом в январе 2015 року, необходимо обратить взор на ситуацию в этом сегменте рынка на протяжении 2014 года, поскольку тенденции обладают определенной инерцией и не меняют своего направления вдруг. Их можно сравнить с железнодорожным составом, который движется с определенной скоростью, и чтобы он поменял направление своего движения ему нужно начать процесс торможения, остановиться и начать путь в другую сторону. Аналогично ведет себя рынок лизинга, который демонстрировал стремительное снижение объемом договоров в минувшем году.

Оптимистичный прогноз

Развитие лизинга в России шло не самыми быстрыми темпами, но прогнозы были оптимистичны. Позволяет ли лизинг выгодно решать проблемы в бизнесе? Естественно. Взять в лизинг оборудование, транспорт было выгоднее, чем кредитоваться в банковских учреждениях на обычных условиях. Свое дело лизинг позволяет поднять до очень высокого уровня, чем крупный, средний и мелкий бизнес пользуется. Большую долю прибыли давали соглашения по авиализингу. Брать в лизинг самолеты вполне нормальная практика, решающая вопросы и авиакомпаний, и производителя.

Сокращение количества договоров

Но в 2014 году они сократились на 52-55 процентов. Авиакомпаниями стали пересматриваться все соглашения по контрактации авиационной техники, отдавая предпочтение аренде самолетов в среднесрочной перспективе. Это привело к тому, что доля среднесрочной аренды на рынке составила 50%.

Так, количество новых соглашений у такого участника рынка, как Сбербанк Лизинг в рассматриваемом периоде упала до 50%, составив в лизинговом портфеле меньше 20% от всех договоров. В абсолютных цифрах это выглядит следующим образом: всего по новым соглашениям лизинга было поставлено 75 самолетов, из которых только 23 имеют возраст в пределах 6 лет. Возраст остальной авиационной техники насчитывает до 15-19 лет.

Четвертый квартал прошлого года

И тут нужно отметить, что наибольший спад пришелся как раз на четвертый квартал 2014 года. Потому что по результатам первых трех прошлогодних кварталов ситуация выглядела не так пессимистично. В целом наблюдалось сокращение объемов нового бизнеса по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 3%, а новые договора сократились на 17%, до 800 млрд. рублей. Как результат, к концу минувшего года сегмент авиализинга в структуре рынка сократился до 10 процентов, в то время как год назад он демонстрировал рост почти на 16%.

Количество самолетов, которые находятся в финансовой и авиационной аренде, достигает почти 700 судов. Четыре из пяти отечественных самолетов берутся в лизинг, в то время, как только каждых два из трех иностранных воздушных судна берутся в аренду. Учитывая, что наша страна одна из немногих, которая имеет полный цикл самолетостроения, это очень неплохая тенденция.

Заявка на лизинг или проблемы с привлечением клиентов?

Тем не менее, на ситуацию сильно сказалась девальвация рубля, поднятие Центробанком ставки до 17% не оставил оптимизма. По оценке экспертов, проблема заключалась и в подходе лизинговых компаний к привлечению клиентов, на второй план отодвигалась их платежеспособность, надежность, практически исключалась возможность для отказов в заключении соглашений. Достаточно заполнить заявку на лизинг. В результате, это привело к росту неплатежей, особенно в условиях ухудшения экономической ситуации в стране. Проблемы лизинга в российских реалиях заключается в том, что нужно бы перестроить отношения с клиентами, но менеджеры лизинговых компаний этого попросту сделать не могут. Появилось ли что-то новое в лизинге, учли это менеджеры в условиях кризиса? Нет.

Авиакомпания «Якутия» против «ВЭБ-Лизинг»

Например, если пролистать новости лизинга за последние два месяца, то узнаем, что в конце прошлого года у Авиакомпании «Якутия» наметились осложнения по выплате своих обязательств перед лизинговой компанией «ВЭБ-Лизинг». По решению арбитражного суда города Москвы иск лизингодателя по отношению к авиакомпании был удовлетворен, обязав ее выплатить более $3 млн. за два самолета. Тем не менее, уже в середине января авиакомпания заявляет о намерении приобрести еще два самолета, хотя и признает существование финансовых проблем. Особо было отмечено, что возникшие финансовые трудности, проблемы с невыплатой успешно решаются с лизингодателем. При чем, официально были признаны проблемы с задержками платежей.

То есть, еще месяц назад лизинговая компания «ВЭБ-Лизинг» заявила о прекращении соглашений по лизингу трех самолетов Bombardier Q400 и двух самолетов Sukhoi Superjet-100, которые были переданы в аренду авиакомпании «Якутия». Причина прекращения соглашений заключалась в систематически х неплатежах со стороны авиакомпании.

Оперативное решение

Как только прозвучало это заявление, через неделю в Москве состоялась встреча руководителей авиакомпании и «ВЭБ-Лизинг». На повестку дня был поставлен вопрос урегулирования задолженности. По итогам встречи стороны договорились о внесение изменений в существующие контракты по лизингу, которые бы удовлетворяли обе стороны. Уже к концу января 2015 года авиакомпанией стал всерьез рассматриваться вопрос о возвращении трех самолетов лизинговым компаниям «Aviation Capital Group» и «Jetscape».

Выгодно ли лизинг приостанавливать? С одной стороны, очень неплохо, когда компании находят общие точки соприкосновения. Тем более, что речь идет о реализации самолетов отечественного производства, в пользу которых отказываются от иностранных машин. Но в целом ситуация показывает о падении рынка и серьезных проблем лизингополучателей с платежеспособностью.

Каковы перспективы?

Каковы перспективы лизинга? Даже на этом конкретном примере можно отметить, что если с лизингом трех самолетов авиакомпания пока справляется, то от трех самолетов она вынуждена была отказаться. Уже в январе 2015 года стало понятно, что даже тот высокий потенциал, который был накоплен по ранее заключенным договорам лизинга в 2014 году, не сможет выровнять падение рынка. Прогнозы, которые указывали на его падение в 2015 году на 10-20% и более, частично оправдываются уже в январе. По крайне мере, тенденция просматривается очень хорошо.

На ту же тему
leasing review © 2017 ·   Войти   ·Техподдержка от SST Наверх