Лизинговые компании смотрят вперед с оптимизмом

Leasing2015NYjpg

Закончился очередной год, и лизинговые компании, как и многие другие, подводят итоги своей работы и оценивают перспективы развития в 2015 году.

Кризис спутал карты

Официальные итоги 2014 года по рынку лизинга будут обнародованы в конце первого квартала наступающего года. Сейчас для анализа доступны только данные за 9 месяцев. Но и на их основе можно сделать определенные выводы.

С января по сентябрь наблюдался довольно сильный прирост розничных сделок на рынке лизинга – почти на 44%. Но этот факт не компенсировал сокращение крупных операций по лизингу в авиационной и железнодорожной отраслях. В конце года предприятия этих отраслей традиционно не обновляют подвижной состав из-за снижения количества перевозок. Последние рыночные события, однозначно, только усилят эту тенденцию.

Все это происходит во время снижения количества нового бизнеса в России (10-процентный спад на сентябрь 2014 года). Еще три месяца назад аналитики предрекали продолжение спада в новом году. Сейчас снижение предпринимательской активности после наступления Нового года уже неоспоримо.

Причиной такой уверенности стали резкие колебания валютного рынка в последние 4-5 недель. В кредитной и лизинговой системах последние два года и без того наблюдалось ухудшение платежеспособности клиентов. Доля проблемной задолженности по некоторым данным в 2014 году вчетверо обгонит показатели прошлого года. А количество просроченных платежей – втрое.

И если для рублевых сделок ситуация еще может исправиться, то валютный лизинг находится в критическом состоянии. Банки и инвестиционные группы начали проводить более жесткую политику относительно арендаторов. Заморожены многие программы по лизингу импортного оборудования, приобретаемого за доллары и евро. Несмотря на то что сейчас крупные игроки на валютном рынке откликнулись на призыв российского правительства и постепенно увеличивают валютную массу, обстановка остается накаленной. На фоне увеличения ключевой ставки Центробанком, резкого скачка, а затем падения курсов доллара и евро и независимые эксперты, и финансисты, близкие к Кремлю, сходятся в одном – прогнозировать будущее экономики чрезвычайно сложно и пока не имеет особого смысла.

А это значит, что и инвесторы будут вести себя куда сдержаннее и с особой тщательностью проверять любую лизинговую сделку до принятия решения по ней.

На что делать ставку

Тем не менее существуют и оптимистичные взгляды на развитие лизинга в 2015 году. Связаны они, прежде всего, с импортозамещением и автопрограммами.

С учетом экономических санкций, применяемых США и странами Евросоюза, российское правительство уже начало делать встречные шаги к местным производителям техники, транспорта и высокоточного оборудования. Сейчас в Москве обсуждается очередной пакет преференций, которые помогут предприятиям страны нарастить обороты и улучшить свою конкурентоспособность.

Это дает основания рассчитывать, что лизинг импортозамещающего оборудования в ближайшие годы ждет постепенный рост. Эксперты даже делают предварительные оценки. В них говорится, что доля отечественных технологий в большинстве отраслей экономики вырастет с нынешних 35% до 50% уже к 2017 году. Однако нужно понимать, что подобные процессы имеют долгосрочную перспективу.

Еще один сегмент рынка лизинга, который может стать точкой роста – это автолизинг. За три квартала 2014 года его доля среди новых договоров составила более 32% (22% за аналогичный период 2013 года). Высокая ликвидность автомобилей как лизингового имущества продолжает подстегивать участников рынка и молодой бизнес даже на фоне общего спада.

Нужно быть гибкими

Но развитию лизинга автотранспорта могут помешать два фактора:

  • — повышение авансовых платежей по договорам;
  • — налоговое законодательство, применяемое к физлицам.

Касаемо первого пункта, все достаточно просто. Прыжки биржевых котировок, нестабильность валют, общий рыночный регресс, уменьшение платежеспособности населения – все это делает кредитные ресурсы все более дорогостоящими для лизингодателей. Крупных игроков на рынке лизинга не спасает даже долгосрочное и успешное сотрудничество с финансово-кредитными организациями, которые, в свою очередь, все чаще накладывают мораторий на выдачу новых займов.

Как результат – отрицательное воздействие на маржинальность автолизинга. Компании-лизингодатели вынуждены увеличивать суммы авансовых взносов со стороны арендаторов, чтобы сохранить доходность и снизить возможные риски. Лизингополучатели реагируют на такие меры снижением спроса.

Второй пункт затрагивает такой автолизинг для физических лиц. Вышеописанный рост авансов привел к тому, что приобретение автомобиля в лизинг по выгоде сравнилось с автокредитованием. А в ряде случаев банковская ссуда становится куда более выгодной.

Как уже писалось в одной из наших предыдущих статей, посвященной лизингу для физических лиц, рядовые граждане лишены налоговых льгот, свойственных этому финансовому инструменту. Если говорить простым языком, то для физлиц кредит становится выгоднее лизинга. Решением этой проблемы могут стать поправки в налоговое законодательство. В качестве оздоровления рынка лизинга для «физиков» некоторые эксперты предлагают предусмотреть возможность налогового вычета при выкупе лизингового имущества (своеобразная замена возврату НДС для предпринимателей). Однако такие инициативы существуют пока только в виде слухов и не подвергались глубокой законодательной проработке.

Тем не менее даже при снижении покупательной способности некоторые компании предлагают сейчас праздничные программы автолизинга с куда более мягкими условиями, чем всегда. Это дает шанс и физлицам, и развивающемуся бизнесу успеть совершить выгодную сделку.

Предварительные выводы

На основании вышесказанного можно сделать ряд прогнозов развития рынка лизинга на ближайшие 3-6 месяцев.

Во-первых

, кредитные и лизинговые организации займут выжидающую позицию, постоянно корректируя свою стратегию развития. А значит, потенциальным лизингополучателям не стоит рассчитывать на какие-то новые продукты.

Во-вторых

, с рынка начнут уходить компании с низкой капитализацией. Если раньше была возможность выживать с плохой ликвидностью и низкими доходами за счет связей с государственными банками, то теперь она исчезает. Причина этому – банки с государственным участием сами оказались под санкциями и замораживают кредитные программы.

В-третьих

, начнется передел лизингового рынка и укрупнение остающихся на нем игроков. Ликвидные компании сначала снизят свои обороты, а потом возьмут на себя обязательства по сделкам, совершенным ушедшими с рынка фирмами. Несмотря на неизбежные потери на начальном этапе этого процесса, руководители лизинговых компаний с большим доходом оптимистично смотрят на такие перспективы.

В-четвертых

, фаворитами рынка станут организации, у которых доля валютных сделок минимальна или вовсе отсутствует. Остальным компаниям придется затратить определенное количество ресурсов на процедуру импортозамещения и оптимизацию своих лизинговых продуктов.

В любом случае, мы будем внимательно следить за всеми изменениями на российском рынке лизинга. А значит вы узнаете о них первыми.

На ту же тему
leasing review © 2017 ·   Войти   ·Техподдержка от SST Наверх